Вы здесь

Текст выступления начальника Управления по надзору за применением законов о рассмотрении обращений и делопроизводства Генеральной прокуратуры Ляззата Жанысовой на заседании Общественного совета при Генеральной прокуратуре (г.Астана, 12 декабря 2013 г.)

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

скачать слайды

Уважаемые члены Общественного совета!

Работа любого государственного органа или чиновника с обращениями граждан очень важна. Работа же прокурора с обращениями важна вдвойне, поскольку, как правило, люди к нему приходят за восстановлением нарушенного права, за защитой от незаконных решений, действий, а порой и бездействия того же государственного органа и чиновника. Именно в работе с обращениями особо ярко и эффективно реализуется правозащитная функция прокуратуры, поскольку прокурор защищает права и законные интересы конкретного человека и гражданина, организации.

Повышение уровня доверия общества к правоохранительной системе Глава государства определил одним из направлений своего Послания народу Казахстана «Стратегия Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

Именно поэтому всестороннее, полное и своевременное рассмотрение обращений Генеральным Прокурором страны определено одним из главных приоритетов надзорной деятельности прокуроров.

В силу особого правого статуса прокурора порядок рассмотрения обращений в органах прокуратуры регулируется не только законами «О Прокуратуре», «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» и актами Генерального Прокурора, но и другими законодательными актами, такими как ГПК, УПК, КоАП и другие.

Учитывая важность вопроса, практика рассмотрения обращений  в органах прокуратуры ежеквартально анализируется с принятием мер по повышению ее эффективности, искоренению фактов волокиты, поверхностного, некачественного разрешения обращений, обеспечению защиты конституционных прав граждан, к устранению и предупреждению условий, их порождающих.

На основе такого анализа полностью обновлена ведомственная нормативно-правовая база. В частности, приказом Генерального Прокурора №4 от 20.01.2012 утверждена Инструкция по организации работы с обращениями в органах, учреждениях и ведомствах прокуратуры Республики Казахстан. Приказ зарегистрирован в МЮ. Разработаны новые Правила личного приема физических лиц и представителей юридических лиц в органах, ведомствах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан, утвержденные приказом Генерального Прокурора №110 от 18.09.2012.

И Инструкция, и Правила детально регламентируют основания и порядок рассмотрения обращений, проведения приема заявителей в Генеральной прокуратуре, в прокуратурах областного и районного звеньев, ведомствах и учреждениях прокуратуры.

Как показывает статистика, на протяжении последних пяти лет сохраняется устойчивая тенденция роста количества обращений, поступивших в органы прокуратуры. По сравнению с 2008 годом их количество увеличилось на 26% (в т.г. рост на 11%).

Это свидетельствует о доверии граждан и организаций к органам прокуратуры, их уверенности в том, что именно прокуроры смогут им реально помочь в восстановлении нарушенного права.

За 11 месяцев т.г. поступило 257 371 обращений. Это в два с лишним раза больше чем в органах таможенного контроля, в 4 с лишним раза больше чем в органах МЧС, в 57 раз больше чем в органах финансовой полиции, в 113 раз больше чем в органах КНБ. По количеству поступивших обращений мы «уступаем» лишь органам внутренних дел, куда поступило свыше полутора миллиона обращений. При этом в вышеназванные цифры, за исключением органов прокуратуры, вошли и обращения по вопросам оказания указанными органами государственных услуг. По количеству рассмотренных и разрешенных обращений в рамках государственных услуг из названных государственных органов на втором месте после органов внутренних дел находится прокуратура, которой рассмотрено и разрешено 843 849 обращений.

Огромное количество обращений поступает в центральный аппарат прокуратуры: в 2013 году их количество достигло 30 899. Из 3 642 разрешенных обращений, по которым требовалась проверка, подавляющее большинство - 76% разрешено с истребованием и изучением дела (2 773).

Учитывая плановую и текущую надзорную деятельность и много другой не менее важной работы, проводимой с Администрацией Главы государства, Парламентом, Правительством, другими государственными и негосударственными органами и организациями, прокуроры несут огромную нагрузку. Ежедневно на рассмотрение одного сотрудника поступает в среднем от 4 до 5 обращений, такое же количество обращений им рассматривается ежедневно. В среднем у одного сотрудника на рассмотрении находится до 20 обращений в день. При этом спектр обращений, рассматриваемых прокурорами, очень широк. Остановлюсь на основных их видах.

Основную часть обращений составляют жалобы на акты и действия (бездействие) органов дознания и следствия – 41%, в социально-экономической сфере, том числе, на действия (бездействие) государственных органов – 30%,  на судебные акты- 15 %, на неисполнение судебных актов – 11%.

В т.г. органами прокуратуры  удовлетворено 11 767 обращений, что на 26% больше, чем за аналогичный период 2012 года, оставлено без удовлетворения 24 885 (на 6,6% больше) обращений,  по 95 267 (на 9,4% больше) даны ответы разъяснительного характера.

Почти 45% удовлетворенных обращений составили жалобы на акты и действия (бездействие) органов дознания и следствия. Основаниями для их удовлетворения, как правило, являлись неполнота доследственной проверки или следствия, отсутствие оснований для возбуждения или наоборот прекращения дела, выявленные при изучении материалов доследственных проверок или уголовных дел.

К примеру,  по обращению Байтасова С.Х. прокуратурой Актюбинской  области в связи с имеющимися противоречиями в показаниях заявителя, подозреваемого и свидетеля отменено постановление областного департамента финансовой полиции об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении гр.Жусип Б., и возбуждено уголовное дело.

Главной транспортной прокуратурой по жалобе Баймаханбет Б. на волокиту расследования уголовного дела в отношении должностных лиц АО «Вокзал-Сервис», ТОО «Шах и К», ИП «Сарсекеев» и АО «НК «КТЖ» за хищение бюджетных средств, возбужденного еще в апреле 2010 года, установлено, что расследование заволокичено. В связи с этим уголовное дело с конкретным письменным указанием направлено для расследования в ДВД на транспорте. Виновные сотрудники ЛУВД на ст.Алматы-1 привлечены к дисциплинарной ответственности.

Одним из характерных видов нарушений в этой сфере является укрытие преступлений. Прокуратурой Зеленовского района Западно-Казахстанской области по жалобе Антошкина Л.С. в марте т.г. отменен протокол об административном правонарушении, и возбуждены уголовные дела в отношении Джаксымбетова, Сивухи и Сапарова по признакам разбойного нападения и вымогательства (ст.ст.179 ч.2 п.«а», 181 ч.2 п.«в»), которые переданы в производство СУ ДВД ЗКО. По представлению прокурора района за укрытие преступления от учета путем квалификации уголовно-наказуемого деяния как административного правонарушения заместитель начальника и участковый инспектор Зеленовского РОВД (Маштаков и Кожевников) уволены из органов внутренних дел, начальнику отделения криминальной полиции (Есеналиев) и оперативному дежурному Зеленовского РОВД (Кантемиров) объявлено о неполном служебном соответствии.

Около 29% удовлетворенных обращений относятся к вопросам социально-экономической сферы.

В большинстве случаев заявители жалуются на нарушения должностными лицами государственных органов и учреждений трудового, земельного, жилищного законодательства. Зачастую нарушенные права граждан восстанавливаются только после вмешательства прокуратуры.

К примеру, прокуратурой Зерендинского района Акмолинской области  удовлетворена жалоба Кабдушева А. на действия жилищной комиссии при акимате района, отказавшей ему в постановке на очередь на получение жилья из государственного жилищного фонда. По представлению прокурора района Кабдушев А.С. восстановлен в очереди на получение жилья по состоянию на 2008 год под номером 2 по категории «социально защищаемые слои населения».

Большое внимание нами уделяется вопросам защиты прав предпринимателей посредством рассмотрения их обращений. Надзорная деятельность в этой сфере ориентирована на защиту прав субъектов частного предпринимательства от незаконных проверок со стороны государственных органов, принятия государственными органами незаконных правовых актов,  ущемляющих их права, злоупотреблений монополистов. С 2009 года в каждой прокуратуре созданы мобильные группы по защите прав предпринимателей, которые готовы по первому сигналу о незаконной проверке незамедлительно выехать на место и пресечь незаконные действия проверяющих. Обратиться за помощью мобильных групп прокуроров можно по телефонам, указанным на сайтах Генеральной прокуратуры и областных прокуратур, а также позвонив на Call-центр Генеральной прокуратуры по номеру 115 как со стационарного, так и с мобильного телефона.

К примеру, в начале года по телефону доверия мобильной группы прокуратуры г.Усть-Каменогорска по защите прав предпринимателей обратились ИП Мосина и ИП Яблокова с жалобой на действия сотрудников областного департамента Комитета по контролю медицинской и фармацевтической деятельности, назначивших внеплановую проверку. Прокуратурой установлено, что департаментом вынесен незаконный акт о назначении внеплановой проверки по мотивам поступления анонимных обращений. Незаконный акт государственного органа был отменен.

В т.г. на телефоны доверия поступило 855 звонков, и в 352 случаях сигналы о незаконных проверках подтвердились. Всего в ходе рассмотрения обращений мобильными группами проведено 271 проверка, пресечено 3 975 нарушений прав предпринимателей.

Эффективная работа мобильных групп прослеживается во всех регионах Республики.

К примеру, в апреле 2013 года  на телефон доверия прокуратуры Южно-Казахстанской области поступило сообщение Ассоциации фармацевтических и медицинских обществ «Даму» о незаконных проверках, проводимых тремя неизвестными лицами, представившимися сотрудниками прокуратуры и областного департамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности, без предоставления актов о назначении проверки. Угрожая административными штрафами, указанные лица требовали выплаты денежного вознаграждения. Благодаря оперативным действиям сотрудников мобильной группы прокуратуры области подозреваемые были задержаны, прокуратурой области возбуждено уголовное дело по признакам мошенничества.

Кроме того, с 2011 года в органах прокуратуры действует проект «Бизнес тірегі – Опора бизнеса». На сайте Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры любой предприниматель, к которому пришли с проверкой, может проверить достоверность регистрации акта о назначении проверки, наименование органа, вопрос и период проверки, а также данные о проверяющем лице.  Аналогичную информацию можно получить, отправив SMS сообщение с номером регистрации проверки на короткий номер 1012.  В т.г. на электронный портал сайта Комитета обратилось более 20 тыс. предпринимателей, поступило более 2 тыс. информационных SMS сообщений.

Около 18% удовлетворенных обращений составили жалобы на акты и действия (бездействие) судебных исполнителей.

Причиной удовлетворения обращений являлась ненадлежащая работа должностных лиц, уполномоченных на совершение исполнительных действий. По выявленным нарушениям прокурорами приняты меры, направленные не только на привлечение виновных к ответственности, но и на реальное исполнение судебных решений.

К примеру, прокуратурой г.Рудного Костанайской области рассмотрено обращение Ковалева В.А. о незаконном прекращении судебным исполнителем исполнительного производства о взыскании с Панкова в ее пользу долга в размере 1 миллиона 195 тысяч тенге. По протесту прокурора незаконное постановление отменено, исполнительное производство возобновлено с принятием комплекса предусмотренных законом  мер, направленных на исполнение исполнительного документа.

По результатам рассмотрения обращений прокурорами в т.г. внесено     3 918 актов прокурорского надзора, привлечено к дисциплинарной ответственности 1 267, административной – 627  должностных лиц.

Обращения физических и юридических лиц в прокуратуру поступают не только от самих граждан и организаций, но и от депутатского корпуса, политических партий, из Администрации Президента, Национального центра по правам человека  и иных организаций.

В частности, в т.г. поступило 4 975 обращений из Администрации Президента; 1 584 обращений от депутатов и должностных лиц палат Парламента (Сенат - 482, депутаты - 166; Мажилис – 1 102, депутаты – 906); 398 обращений из центрального и региональных аппаратов партии «Нур Отан»; 226 – из Национального центра по правам человека-рабочего органа Омбудсмена. Также поступило 13 депутатских запросов о проведении проверок по обращениям.

Большое количество обращений поступает в Генеральную прокуратуру от депутатов Парламента (1072 или 3,8%), в том числе с просьбой сообщить о результатах их рассмотрения - 79%. Из них 60% носило первичный характер, в связи с чем они направлены для рассмотрения в нижестоящие прокуратуры с поручением информировать о результатах рассмотрения Генеральную прокуратуру и депутатов. В т.г. в адрес депутатов направлено 848 информаций о результатах рассмотрения обращений.

По всем депутатским запросам и обращениям Генеральной прокуратурой приняты исчерпывающие меры.

К примеру, в феврале т.г. Генеральной прокуратурой рассмотрен депутатский запрос депутатов фракции «Ак жол» Мажилиса Парламента о незаконном исключении Комитетом таможенного контроля 8 крупных компаний в г.Алматы и Алматинской области (ТОО «Кока-Кола Алматы Боттлерс», АО «Компания Фуд Мастер» и др.) из Реестра режима свободного склада. Лишение отечественных компаний режима свободного склада ставило их перед угрозой потери рынков сбыта, так как резко возрастали затраты компаний на таможенную очистку завозимого сырья и переработку продукции. Более того, понижалась конкурентоспособность казахстанских товаропроизводителей в рамках Таможенного союза и при вступлении Казахстана в ВТО, что повлекло бы за собой сокращение инвестиций и рабочих мест. По представлению Генеральной прокуратуры незаконный правовой акт Комитета таможенного контроля отменен.

Хотелось бы несколько слов сказать об обращениях, поступающих из структурных подразделений Палат Парламента.

Помимо депутатов, обращения берутся на контроль руководителями аппаратов Сената и Мажилиса, а также документационными службами Парламента. В этом году таких обращений в Генеральную прокуратуру поступило 353, в том числе с контролем - 109.

Необходимо отметить, что законодательством направление структурными подразделениями палат Парламента контрольных поручений по обращениям не предусмотрено. Тем не менее, по всем поступившим обращениям приняты все предусмотренные законом меры.

Из общего количества обращений, поступивших из Парламента, органов  партии «Нур Отан», Национального центра по правам человека, около 15% прокуратурой направлено в другие государственные органы по подведомственности. Между тем, процесс рассмотрения обращения, принятия по нему решения и реализации этого решения требует определенного  времени и сил, а самое главное влечет за собой волокиту, поскольку затягивает процесс восстановления нарушенного права заявителя.

Большая плодотворная работа с обращениями проводится прокурорами совместно с партией «Нур Отан».

В соответствии с Меморандумом, заключенным между Генеральной прокуратурой и партией, в ее общественных приемных руководством прокуратур осуществляется личный прием граждан.

В т.г. заместителями Генерального Прокурора принято 95 человек, руководством областных и приравненных к ним прокуратур - 1639. Ни одно обращение, поступившее с личного приема, не осталось без рассмотрения. Из них удовлетворено- 37, отклонено 435 обращений, по 560 дано разъяснение закона, по остальным 607 обращениям даны устные разъяснения на местах, поскольку от них письменных обращений не поступило.

Работа прокурора с населением не ограничивается лишь рассмотрением поступивших обращений. Не менее важное значение придается приему граждан в органах прокуратуры. Организация таких приемов позволяет оперативно реагировать на те или иные сигналы, поступившие от заявителей, оперативно предотвратить или устранить нарушение закона или права человека. Нескончаемый поток людей, желающих личного их приема прокурорами свидетельствует как об  актуальности правозащитной функции прокуратуры, так и о высокой социальной активности граждан. Доступность, оперативность в решении вопросов восстановления нарушенных прав остается одним из основных направлений работы.

В т.г. прокурорами принято 47 992 физических лиц и представителей юридических лиц. В том числе, руководством органов прокуратур – 30 268.  Непосредственно руководством Генеральной прокуратуры принято 301 лицо, из них 111 - Генеральным Прокурором.

В сравнении с прошлым годом количество удовлетворенных обращений, поступивших с личного приема, возросло вдвое.

К примеру, по жалобе инициативной группы жильцов ЖК «Аль-Фараби», поступившей с личного приема заместителя Генерального Прокурора Асанова Ж.К., незаконные решения суда о выселении в связи с перераспределением акиматом г.Астаны их квартир другим 59 дольщикам бесперспективных объектов жилищного строительства 19.03.2013 по протесту Генерального Прокурора отменены, дело в этой части направлено на новое рассмотрение.

Учитывая важность своевременного и адекватного реагирования на обращения граждан, прокуроры работают и на опережение.

Не дожидаясь прихода самих заявителей, прокуроры на местах практикуют проведение выездных приемов, дней открытых дверей.

В т.г. органами прокуратуры страны это мероприятие проведено с широким анонсированием и освещением в средствах массовой информации. В этом процессе участвовали представители партии «Нур Отан» и  молодежного крыла партии «Жас Отан», средств массовой информации, высших и средних специальных учебных заведений, бизнес-сообществ, ответственных лиц государственных и правоохранительных органов, индивидуальных предпринимателей и других.

В ряде регионов осуществлены выезды прокуроров в учреждения и организации, исправительные учреждения, в сельских, районных акиматах проведены сходы граждан.

В ходе этой акции прокурорами принято 2 913 граждан, дано 1 426 устных разъяснений, к рассмотрению принято 1 450 обращений, проведено 48 проверок, выявлено 727 нарушений законности, внесено 18 актов прокурорского надзора, удовлетворено 22 обращения, по 825 дано разъяснение закона, отклонено - 216, находятся в производстве прокуроров -  365, оставлено без рассмотрения 22 обращения, одно обращение зарегистрировано в КУЗИ.

Учитывая актуальность такого общения с населением, эту работу мы будем проводить на постоянной основе.

По мере развития в органах прокуратуры информационных технологий у нас появилась возможность приема граждан и представителей юридических лиц посредством видеоконференцсвязи в режиме «он-лайн». Применение данной технологии позволяет людям, не выезжая в Астану или областной центр, встретиться с руководством Генеральной или областной прокуратуры и изложить ему свои доводы по тому или иному вопросу. В результате человек экономит не только свои деньги, но и время.

В т.г. руководством Генеральной прокуратуры по видеоконференцсвязи принято 65 человек. Аналогичный порядок действует и во всех прокуратурах страны.

К сожалению, большинство людей все еще не верит в возможности информационных технологий и по старинке желает лично встретиться с прокурором и передать свое обращение.    В связи с этим в центре и на местах проводится разъяснительная работа о возможностях и преимуществах приема по видеоконференцсвязи.

Другим не менее важным источником получения информации о нарушениях закона является Колл-центр Генеральной прокуратуры, который способствует оперативному реагированию на нарушения конституционных прав граждан, оперативному и удобному получению гражданами необходимой информации, в том числе о результатах рассмотрения их обращений.

Он полноценно действует с августа 2011 года и в соответствии со своим Регламентом, утвержденным приказом Генерального Прокурора №67 от 01.08.2011, регистрирует 6 категорий жалоб: 1) на действия органов уголовного преследования, выраженные в необоснованном отказе в регистрации заявления о преступлении, о розыске без вести пропавшего, незаконном доставлении, содержании и задержании, а также по иным фактам нарушения конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе; 2) на нарушения прав предпринимателей, в том числе связанных с незаконными проверками; 3) на нарушения трудовых прав граждан, в том числе связанных с невыплатой заработной платы; 4) на противоправные действия среди и в отношении несовершеннолетних в учреждениях образования; 5) на неправомерное взимание платы за медицинские услуги, оказанные в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи; 6) на действия коррупционного характера сотрудников и работников органов, ведомств и учреждений прокуратуры. Кроме того, центр  принимает и регистрирует отклики и предложения по вопросам деятельности органов, ведомств и учреждений прокуратуры, разъясняет порядок оказания органами прокуратуры государственных услуг (апостилирование документов, выдача справок о реабилитации, архивных справок и др.).

Однако функции центра этим не ограничиваются. Для обеспечения  оперативного доступа граждан к информации мы вышли за пределы компетенции центра и сейчас принимаем любые звонки наших граждан.

В настоящее время позвонить на колл-центр можной с любой точки страны со стационарного или мобильного телефона по бесплатному номеру 115.

Работа центра ориентирована, прежде всего, на оперативность реагирования на обращения, и это дало свои положительные результаты: люди чаще стали обращаться в центр. Наши надежды и прогнозы на то, что Саll-центр станет одним из инструментов защиты конституционных прав граждан, оправдались. Работа центра помогает оперативно осуществлять прокурорский надзор.

В 2013 году на Саll-центр поступило свыше  58 тыс. звонков (в 2011 - 15 тыс.,  2012 - 28 тыс.). В основном граждане обращаются за информацией справочного характера (65%), о состоянии и итогах рассмотрения их обращений (27%), за разъяснением порядка оказания органами прокуратуры государственных услуг (8%).

В результате оперативного вмешательства органов прокуратуры по зарегистрированным Саll-центром сигналам в кратчайшие сроки (в течение 5-7 дней) в этом году защищены и восстановлены нарушенные трудовые права более трехсот граждан (385) с погашением задолженности по заработной плате и другим компенсационным выплатам на сумму свыше 60 млн. тенге (за 12 месяцев 2012 - свыше 100 млн.тенге).

В частности, в г.Астане погашена задолженность по заработной плате свыше 7 и 17 млн. тенге соответственно перед 56-ю и 79-ю работниками ТОО «ГорДерРемСтрой Астана» и АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства». Миллионные суммы задолженности за 2012 год по заработной плате (32 356 315 тенге) выплачены и в Мангистауской области более двумстам работникам ТОО «КаспийАзия СервисКомпани (КАСКо)».

Сегодня в органах прокуратуры созданы все условия для того, чтобы человек мог в любое время подать в прокуратуру обращение.

В прокуратуре любого уровня имеются специальные ящики для писем, содержимое которых в течение дня несколько раз проверяется и обрабатывается.

Заявитель также вправе лично сдать свое обращение в прокуратуру и получить специальный талон с уникальным номером, по которому заявитель может прослеживать ход рассмотрения его обращения на сайте Комитета по правовой статистике, или выслав его в виде смс по сотовому телефону на номер 1012.

Развитие информационных технологий позволило органам прокуратуры перейти на электронное делопроизводство, в том числе автоматизировать процесс регистрации, учета и рассмотрения обращений.         Единая информационно-аналитическая система «Кадагалау» многофункциональна и позволяет сопровождать и отслеживать обращение с момента регистрации до дачи ответа заявителю.

Кроме того, создан информационный сервис-портал Генеральной прокуратуры, который позволяет любому гражданину Республики, не выходя из дома обратиться с обращением через Интернет. После этого он получает электронный талон, позволяющий отслеживать процесс рассмотрения своего обращения с момента регистрации до получения ответа. Это удобно не только для органов прокуратуры, но прежде всего для человека.

Свои обращения посредством портала казахстанцы могут направлять в органы прокуратуры всех уровней - от Генеральной до районной.

Только в т.г. на электронный портал органов прокуратуры поступило 2 832 обращений, в т.ч. в Генеральную прокуратуру – 1 257.

Большое внимание нами уделяется контролю порядка и сроков рассмотрения обращений. Обеспечить такой контроль позволяет та же ЕИАС «Кадагалау», в рамках которой каждое обращение контролируется руководителями подразделения или органа прокуратуры и делопроизводственными службами. Возможности системы уже положительно апробированы и являются основным источником получения аналитических данных для прогнозирования прокурорами своей деятельности и усиления прокурорского надзора в той или иной сфере.

Проделана определенная работа по автоматизации процесса формирования ведомственных и государственных статистических отчетов. Со второго полугодия т.г. без сбора и составления статистических данных вручную, как это делалось прокурорами ранее, сейчас выгрузить статистические отчеты по обращениям можно автоматически в Кадагалау.

Это также позволяет выявлять и предупреждать нарушения сроков рассмотрения обращений и искажения статистических сведений.

Для того, чтобы найти все болевые точки в той или иной сфере надзорной деятельности и в целом состояния законности, определить приоритеты прокурорского надзора на ближайшую и дальнюю перспективу, большое внимание уделяется анализу практики рассмотрения обращений в органах прокуратуры. Анализ позволяет выявлять и проблемы правоприменительной практики.

К примеру, анализ практики рассмотрения обращений по делам об административных правонарушениях показал наличие пробела в законе. Несмотря на то, что инициировать пересмотр вступивших в силу судебных актов по делам об административных правонарушениях сегодня может только прокурор, КоАП порядок и сроки рассмотрения прокурором жалобы вообще не определен. Этот пробел будет устранен в рамках работы над новой редакцией кодекса.

В целях недопущения нарушений государственными органами законодательства о порядке рассмотрения обращений Комитетом по правовой статистике и специальным учетам  Генеральной прокуратуры с июля 2012 года внедрен проект «Айкын», который дает возможность гражданам самостоятельно отслеживать ход и сроки рассмотрения их обращений. Для этого заявителю достаточно на специальном портале Комитета ввести специальный регистрационный номер его обращения.

В рамках реализации проекта в т.г. посредством системы «Айкын» государственными органами выдано более 91 тыс. талонов, на сайт Комитета обратилось более 21 тыс. лиц для проверки хода рассмотрения их обращений.

С апреля т.г. проект «Айкын» внедрен в аппаратах акимов областей и городов Астаны, Алматы.

Посредством этого проекта КПСиСУ и его территориальными подразделениями осуществляется постоянный мониторинг сроков рассмотрения обращений в государственных органах.

В частности, в т.г. в государственных органах выявлено 13 556  нарушений сроков рассмотрения, по ним внесено 57 актов прокурорского надзора, за допущенные нарушения наказано 61 лицо.

Внедрение проекта позволило снизить количество обращений, рассмотренных с нарушенным сроком, в аппаратах акимов областей и его структурных  подразделениях - на 48%, и количество повторных обращений на 47%.

Благодаря всем вышеуказанным мерам мы улучшили состояние работы с обращениями, существенно уменьшили факты некачественного рассмотрения обращений: согласно статистике  на сегодняшний день фактов удовлетворения повторных обращений нет. Почти вдвое снизилось количество обращений, рассмотренных с продлением срока. Это позволило перегруппировать  силы и направить их на участки надзора, требующие внимания.

Вместе с тем, нельзя не сказать и об имеющихся проблемах.

В первую очередь, это полнота и качество ответов на обращения. В зависимости от содержания ответа прокурора на обращение, от того, насколько правильно и юридически грамотно будут изложены его доводы и ссылки на нормативные правовые акты, будут зависеть дальнейшие действия заявителя, а порой и дальнейшая правовая судьба его обращений.

Для решения этой проблемы нами ведется методическая работа, направленная на регламентацию процесса рассмотрения обращения и исследования всех доводов заявителя, общения с заявителями в ходе личного приема.

Совместно с Институтом Генеральной прокуратуры рассматривается вопрос о выработке единого стандарта ответов на обращения по отраслям надзора для каждого из видов решений, принимаемых по результатам рассмотрения. Эта работа близится к завершению.

Спасибо за внимание.

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.