Вы здесь

Существенные изменения в новом Кодексе об административных правонарушениях

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Новый Кодексоб административных правонарушениях вступил в действие с 1 января 2015 года.

Существенными изменениями Общей части КоАП является пересмотр круга лиц, которые несут ответственность как должностные лица. Так, должностными лицами в Кодексе признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения административного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления.

Это обусловлено, прежде всего, необходимостью исключения условий для проявления коррупции при определении субъекта административной ответственности и устранения проблемы одновременного привлечения должностных и юридических лиц к ответственности за одно и тоже правонарушение.

Из Кодекса исключены: нормы, регламентирующие порядок освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения, в связи с деятельным раскаянием, изменением обстановки и болезнью; вид административного взыскания как возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения.

В Особенной части Кодексапредусмотрена дифференцированная ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку у субъектов среднего предпринимательства стоимость  активов больше более чем в пять раз, а штрафные санкции – такие же как для субъектов малого предпринимательства.

Для исключения коррупциогенного фактора предусмотрен абсолютно определенный размер штрафа.

В Процедурную часть КоАПвведена дифференцированная процедура привлечения лиц к административной ответственности (сокращенный и общий порядок). Вместе с тем, сохранены исключения для ранее действовавшего особого порядка привлечения к ответственности по правонарушениям, совершенным в области налогового законодательства и правонарушениям, зафиксированным сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме.

Сокращенное производство по делу об административном правонарушении осуществляется в случаях, когда оплата штрафа производится по квитанции, которую физическое лицо получает вместе с протоколом об административном правонарушении (лицо согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину и готово добровольно уплатить штраф и не имеет претензий).

При этом для сокращенного порядка предусмотрен стимулирующий механизм в виде возможности в семидневный срок с момента вручения лицу протокола оплатить 50 % от общей суммы штрафа. В случае, когда лицо не согласно с фактом совершенного правонарушения, дело рассматривается в общем порядке (ч.3 ст.811).

Также пересмотрен институт исчисления сроков. Так, для четкого и однозначного правоприменения при исчислении срока в него включается и нерабочее время, за исключением случаев, когда срок исчисляется сутками (ст. 739).

Усовершенствован институт уведомления участников производства по делам об административных правонарушениях по аналогии с главой 11 Гражданского процессуального кодекса(ст. 743).

Введена норма, позволяющая при установлении обстоятельств, смягчающих ответственность, судье, органу (должностному лицу) сократить сумму административного штрафа, налагаемого на физическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, но не более чем на 30 % от общей суммы штрафа (ст. 819).

По аналогии со статьей 129УПК РК(действовавшего до 1 января 2015 года) введен институт использования научно-технических средств. Это позволит решать вопросы допустимости данных, полученных посредством автомобильных видеорегистраторов, видеокамер в общественных местах и т.д.(ст. 778).

Усовершенствован институт мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В частности, приведены в соответствие с их содержанием такие меры обеспечения как осмотр и личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств (порядок их производства различен и предусмотрен различными статьями Кодекса - ст.ст.785 - 801).

Введена новая мера в виде временного запрещения деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя либо юридического лица, что обусловлено предотвращением негативных последствий, таких как возникновение опасности жизни и здоровью людей, причинения вреда окружающей среде, предотвращения аварий техногенного характера, эпидемий и т.д. (ст. 801).

Указанные меры предусматриваются в связи с тем, что согласно ч.4 ст.48 Кодекса приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов без судебного решения допускается в исключительных случаях на срок не более семи суток с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности или отдельных видов деятельности действует до вынесения судебного решения (ст. 801).

Закреплена возможность применения к лицу, совершившему административное правонарушение, двух и более мер обеспечения производства по делу, так как это имеет место в деятельности правоохранительных органов.

С целью более качественного рассмотрения дела, защиты прав и законных интересов участников производства по делам об административных правонарушениях Кодекс предусматривает ведение протокола судебного заседанияв суде первой инстанции.

При этом если лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении полностью признает свою вину, не заявляет о необходимости исследовать доказательства, ведение протокола необязательно.В протоколе по аналогии с гражданским процессом указываются такие же реквизиты и порядок предоставления замечаний.

В новом Кодексе систематизированы административно-процессуальные нормы.В частности, порядок пересмотра постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях ранее регулируемый нормами ГПК (главой 26)перенесен в главу 45 кодекса(пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях).

На практике ранее рассматриваемые дела в порядке главы 26 ГПК называли гражданскими, что вызывало проблемы в процедуре их рассмотрения и применении к ним положений ГПК либо КоАП. Данное новшество введено в Кодекс для исключения возникавших на практике  проблем.

Осуществляя производство по делу об административном правонарушении,на практике нередко возникали вопросы, когда лица были несогласны с определенными действиями (бездействиями) должностных лиц.

В редакции Кодекса предусмотрена самостоятельная глава 44 по обжалованию действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении».Процедура состоит в том, что действия (бездействие) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы в вышестоящий орган (должностному лицу) и (или) в специализированный районный и приравненный к нему административный суд.Жалобы могут быть устные и письменные. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее жалобу. 

Подача жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения.

Лицо вправе обратиться в вышестоящий орган (должностному лицу) и (или) в суд с жалобой в течение двух месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока не является основанием для отказа в принятии жалобы. Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы по существу и могут являться одним из оснований отказа в удовлетворении жалобы.

Жалоба подлежит рассмотрению в течение десяти суток со дня поступления. По результатам рассмотрения жалобы принимается постановление об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении, которое подлежит обжалованию в течение десяти суток в вышестоящий суд, решение которого обжалованию, опротестованию не подлежит. 

Отсутствие Института пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам в административном производстве порождало излишнюю судебную процедуру отмены Верховным Судом постановлений по делам об административных правонарушениях по протесту Генеральной прокуратуры.

Поэтому в Кодексе предусмотрен новый институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делу об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам, тем самым дается возможность реализации защиты прав физических и юридических лиц путем подачи заявления (глава 47).

C целью предоставления гражданам и юридическим лицам возможности самостоятельного обжалования вступивших в законную силу судебных актов по административным делам в Кодексе предусмотрена дополнительная кассационная инстанция в областных и приравненных к ним судах.

Особенность данного пересмотра заключается в том, что в надзорном порядке через Верховный суд возможен пересмотр судебных актов лишь с соблюдением кассационного порядка обжалования.

При этом в сторону, ухудшающую положение лица, либо лица, в отношении которого административное производство прекращено, кассационную жалобу или протест возможно подать в течении шести месяцев с момента оглашения обжалуемого постановления суда. В связи с этим в случае неправомерного прекращения производства по делу и пропуска кассационного срока обжалования или опротестования судебного акта без уважительных причин исключается возможность дальнейшего пересмотра судебного акта в Верховном суде.  

Берик Кельджанов,

старший прокурор отдела Департамента

Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.