Вы здесь

Приветственное слово Генерального Прокурора Республики Казахстан Даулбаева А.К. на встрече прокуроров приграничных областей Казахстана и России

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались обсудить актуальные вопросы взаимодействия, которые будут возникать в рамках Евразийского Экономического союза. 

Подписание Договора о создании ЕАЭС является важнейшим событием текущего года.

Объединившись в экономический блок наши государства вступили в новую эпоху. Необходимость интеграции продиктована самим временем и в полной мере отвечает интересам всех государств, его членов.

Стратегическая роль ЕАЭС в процессах евразийской региональной интеграции определяется, как географи­ческим положением стран сообщества, так и их ресурсным потенциалом.

Помимо географической близости, нас объединяет общность многих культурных и исторических традиций, сходный менталитет и взаимосвязанная инфраструктура.

Вместе мы образуем естественный транспортный и энергетический "мост" между Западной Европой и Восточной Азией, от Атлантического до Тихого океана.

Практическая реализация Договора приведет к созданию единого рынка, свободному движению людей, капитала, товаров и услуг.

Поэтому Союз призван стать мощным игроком на мировой экономической арене.

Естественно, наряду с положительными изменениями мы должны ожидать активизации деятельности и криминальных структур, в том числе трансграничных. Они тоже не упустят шанс использовать отсутствие барьеров в рамках Союза.

По прогнозам экспертов активность международного криминалитета в сфере теневой экономики и незаконного оборота наркотиков в среднесрочной перспективе возрастет.

В этих условиях мы просто обязаны принять все меры для минимизации соответствующих угроз.

Нам необходимо обсудить первоочередные задачи правового сотрудничества, проработать вопросы практического взаимодействия и возможностей  информационного обмена.

Поэтому данную встречу мы расцениваем, как эффективную площадку для обсуждения и решения насущных проблем в вопросах взаимодействия по широкому спектру прокурорского надзора.

На практике с обеих сторон возникают вопросы, связанные с исполнением задач в области пресечения преступности.

Поэтому эффективность работы правоохранительных органов на фоне интеграционных процессов, развивающихся в новом формате Евразийского Союза, должна быть повышена координирующей ролью прокуроров, устранением бюрократических проволочек, сближением и интеграцией законодательных систем.

В этой связи, сегодняшний форум имеет для нас важное значение.

Одной из проблем, влияющих на эффективность двустороннего сотрудничества является, на наш взгляд, длительность исполнения поручений о правовой помощи по уголовным делам.

В последние годы неоднократно  высказывалась идея ввести упрощенный порядок взаимодействия между приграничными региональными прокуратурами.

Это позволило бы направлять запросы об оказании правовой помощи напрямую в региональную прокуратуру сопредельного государства и существенно сократить сроки исполнения поручений.

Как показывает анализ, минимальный срок исполнения таких поручений в среднем составляет 3 месяца, а иногда и более. При этом большую часть времени занимает не исполнение  поручений, а почтовая доставка.

К примеру,  для проведения следственных действий на территории России в пяти километрах от приграничных поселков полицейские двух стран вынуждены ожидать процедурные документы, которые делают круг в десять тысяч километров. Пока они рассматриваются в Астане и Москве, проходит 3-4 месяца.

Особенно, это отрицательно сказывается в вопросах противодействия и раскрытия хищений скота в приграничных районах.

Так, только в Актюбинской области на территории 5 районов гранича+ щих с Оренбургской областью ежегодно совершаются свыше 200 краж скота. При этом, за 2012-13 годы в 26 случаях преступниками похищенный скот перегонялся через границу.

Такая же картина складывается и по другим приграничным регионам.

Расследование преступлений, обычно раскрываемых по «горячим следам», фактически невозможно, поскольку требуется направление международных поручений через центральные органы, что отнимает значительное время. За это время, преступники скрываются на сопредельной территории и уничтожают следы преступления.

Полагаем, что такие же проблемы имеются и у вас.

При современных коммуникационных технологиях тратить по 2 месяца на почтовую корреспонденцию - это непозволительная роскошь.

Поэтому предлагаю совместно рассмотреть вопрос о возможности создания и использования защищенного канала связи для направления поручений и исполненных материалов.

Важно отметить, что Протоколом к Минской конвенции от 28 марта 1997 г. была изменена статья 80 (для России и Казахстана протокол вступил в законную силу).

Как вы помните, изначально осуществление взаимодействия по вопросам правовой помощи было возможно только на уровне  генеральных прокуратур.

Новая же редакция статьи предусматривает взаимодействие по вопросам исполнения процессуальных и иных действий, требующих санкции прокурора (суда), в порядке, установленном генеральными прокурорами сторон.

В компетенции генеральных прокуроров остаются только вопросы выдачи и осуществления уголовного преследования.

Таким образом, правовая база позволяет осуществлять непосредственные контакты между территориальными прокуратурами при оказании правовой помощи.

Однако для этого требуется принятие соответствующих решений генеральными прокурорами.

Полагаю, что эти вопросы можно проработать в рамках Координационного Совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ.

Каждый приграничный регион, кроме общих, имеет специфичные для этой местности проблемы (браконьерство на Каспии, незаконная вырубка и вывоз леса и т.д.).

В частности, чрезвычайную остроту в последние годы приобрела проблема сохранения экологического благополучия Каспия.

Независимо от международно-правового статуса  и приграничного разделения ресурсов, кризис в одной из его частей может вылиться в общую экологическую катастрофу.

Эксперты программы ООН по окружающей среде отмечают, что водоем страдает от нефтедобывающей и перерабатывающей отраслей, радиоактивных и бытовых отходов, в том числе приносимых рекой Волгой.

Наряду с этим, международное браконьерство и хищническая добыча осетровых и их дериватов, привели к резкому сокращению численности соответствующей популяции рыб, создав угрозу их полного исчезновения.

Это достаточно веское основание для отнесения данного вида незаконной деятельности к категории транснациональной преступности.

Исходя из этого, работа будет эффективной только при  совместном контроле прикаспийских государств.

Правовая основа для этого имеется (Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море от 18.11.2010 г. между Россией, Казахстаном, Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном).

Пристального внимания требует также ситуация с промысловым ловом рыбы на реке Кигач.

Из-за различных сроков рыболовства, установленных национальными законодательствами России и Казахстана,  здесь существенно сократились запасы биоресурсов.

В целом, ничто нам не мешает развивать сотрудничество  путем создания совместных организаций, таких как международный координационный центр по вопросам экологии, специализированный орган по борьбе с браконьерством, а также за счет интеграции информационных систем.

В аналогичном порядке можно развивать сотрудничество по противодействию незаконной вырубке и вывозу лесных пород.

Думаю, это будет взаимовыгодно для обеих сторон.

Протяженность российско-казахстанской границы в совокупности с ростом миграционных потоков из центрально-азиатского региона остаются существенным фактором, влияющим на наркоситуацию в наших странах.

Несмотря на наличие Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств от 2000 года, назрела необходимость улучшения межрегионального взаимодействия правоохранительных органов обеих сторон.

На наш взгляд, этому способствовало бы своевременные контакты в случаях задержания лиц за контрабанду наркотиков и иных товаров, а также выявления тайных путей пересечения таможенных и государственных границ.

Необходимо расширить практику проведения рабочих встреч правоохранительных органов для рассмотрения вопросов оперативной деятельности, обмена информацией о деятельности контрабандистов, сбытчиков и курьеров, сверки по банкам данных.

Наряду с наркодельцами, неохраняемые участки государственной границы, в том числе морские, подвержены использованию экстремистскими и террористическими группами в своих преступных целях.

Здесь необходимо продолжить работу по проведению согласованных или совместных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление террористических групп и ликвидацию каналов их финансирования, а также поставки оружия.

 

Увеличение торгового оборота в рамках ЕАЭС содержит высокий риск совершения экономических преступлений, как отдельными лицами, так и транснациональными преступными группами.

Бюджетам наших стран может быть причинен колоссальный ущерб от «теневой» экономики путем отмывания денежных средств лжефирмами.

К примеру, в России таможенные пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов значительно выше, чем в Казахстане.

В связи с этим, большое количество нефти завозится на территорию Казахстана из России, где в дальнейшем под видом незначительной переработки (отделение легких фракций, смешивание) экспортируется в зарубежные страны. 

Свидетельством тому является привлечение в Западно-Казахстанской области к уголовной ответственности руководителей ТОО «Бектемир». Под видом остатка атмосферной перегонки им были вывезены 813 тонн нефти.

В этой связи, полагаем, что в настоящее  время необходимо обсудить вопросы противодействия теневому обороту нефти с учетом особенностей наших национальных систем законодательства.

Кроме того,  заслуживает внимания предложение о совместной разработке единого  банка данных в отношении  лиц, вовлеченных в сферу экономической преступности.

Эффективность работы по этим приоритетным направлениям выходит за рамки деятельности правоохранительных и специальных органов областного уровня.

Она должна быть подкреплена сближением и интеграцией всей правоохранительной системы союзных государств.

В выступлении озвучены лишь самые наболевшие вопросы, с которыми наши приграничные прокуроры сталкиваются ежедневно.

Безусловно, с аналогичными проблемами встречаются и российские коллеги. Поэтому наверняка у вас есть свой, не менее обширный список проблемных вопросов.

Всё это мы должны сегодня предметно обсудить и по возможности принять согласованные решения по каждому из них.

Уверен, что обсуждение вопросов пройдет результативно и послужит дополнительным импульсом дальнейшего укрепления взаимовыгодного сотрудничества.

Уважаемые коллеги! Несомненно, высокий уровень дружбы и взаимопонимания достигнут благодаря большой совместной работе, профессионализму, увлеченности и преданности нашему общему делу.

В этой связи, позвольте пожелать всем участникам совещания плодотворной работы. Для этого имеются все необходимые предпосылки и условия и, самое главное, добрая воля.

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.