Вы здесь

Пресс-релиз о заседании коллегии Генеральной прокуратуры по вопросам применения законодательства об усыновлении (г.Астана, 21 февраля 2014 г.)

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Сегодня под председательством  Асхата Даулбаева состоялось заседание коллегии Генеральной прокуратуры, на котором обсуждены результаты проверки соблюдения законодательства о порядке усыновления детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе иностранными гражданами, в деятельности  уполномоченных государственных органов за  2012-2013 годы.

Заседание прошло с участием членов Правительства, депутатского корпуса и неправительственных организаций,  по видеоконференцсвязи принимали участие прокуроры областей, заместители областных акимов, руководители управлений образования и здравоохранения.

Отмечая актуальность обсуждаемой темы, Генеральный Прокурор подчеркнул, что   в Стратегии «Казахстан - 2050»  Глава государства в качестве важнейшей задачи государства и общества обозначил защиту прав каждого ребенка, а также поощрение усыновления сирот.   

 Согласно статистическим данным, за последние 15 лет  в республике усыновлено около 50 тыс. детей, из которых более 41 тыс. – казахстанскими семьями,   около 9 тыс.  – иностранными гражданами.    

Вместе с тем, проведенные   Генеральной прокуратурой проверки  в уполномоченных органах выявили ряд   системных проблем, повлекших за собой  серьезные нарушения прав  и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей.

Как отмечалось на заседании, в последние годы наметилась тревожная тенденция  коммерциализации и криминализации процедур усыновления, фактов торговли несовершеннолетними. Так,  в минувшем году выявлено 25 преступлений по фактам  торговли детьми. Только за два последних года, в обход установленного законом порядка,  усыновлено 457 детей лицами, не состоящими на учете  в качестве кандидатов в усыновители. Потенциальные усыновители  умышленно идут на нарушение закона, предпочитая напрямую усыновить ребенка, чем проходить официальную процедуру. К этому людей побуждают сложность и забюрократизированность   процесса усыновления,  закрытость  деятельности учреждений  опеки и попечительства,  свою роль играют и существующие законодательные пробелы.  

В то же время, по вине должностных лиц органов опеки и попечительства, исключивших из  централизованного учета 1858  сирот,  дети были лишены возможности быть усыновленными и обрести   семью. А в  Карагандинской и Алматинской областях выявлены вопиющие случаи, когда дети были переданы на усыновление лицам, состоящим на наркологическом учете, имеющим психические заболевания и непогашенную судимость.  

Не  обеспечен надлежащий учет  и контроль за условиями жизни  детей в приемных семьях, особенно за рубежом. Из-за ненадлежащего контроля местных исполнительных органов и загранучреждений  усыновителями не представлены отчеты об условиях жизни 3,5 тыс. детей,  остается неизвестной судьба 673  казахстанских детей, переданных на усыновление иностранным  гражданам.  

  Всего в ходе проверки  внесено 166 актов прокурорского надзора, защищены права более 800 детей, к различным видам ответственности привлечено свыше 150 должностных лиц, внесено   3 исковых заявления,  возбуждено 6 уголовных дел.

 По итогам обсуждения Генеральный Прокурор потребовал  от уполномоченных органов  обеспечить надлежащее взаимодействие  и   выработать действенные правовые и практические меры, направленные на  защиту прав  детей расти и воспитываться в семье, обеспечение максимальной открытости и  объективности процедур усыновления, пресекать любые попытки криминализировать  этот процесс. 

В  этих целях, в первую очередь, предложено инициировать вопрос о законодательном упрощении процедуры усыновления, разработать конкретный и исчерпывающий перечень критериев, позволяющих без лишней волокиты   и формализма определить ребенка в семью.

Также признано необходимым пересмотреть положения законодательства по вопросам учета детей,  подлежащих усыновлению. Министерству образования и науки  поручено разработать нормативную базу о создании   единого  банка данных,  который обеспечит  объективный и точный учет детей,   полную и достоверную информацию о каждом ребенке. Важно при этом, что  открытый доступ к нему  получат   все  потенциальные усыновители. Другим эффективным  механизмом информирования общества о детях, нуждающихся в семье,  должна стать широкая пропаганда усыновления в средствах массовой информации, в частности, на популярных телеканалах.

  Министерству здравоохранения поручено усилить ведомственный контроль за работой родильных домов и отделений, а также   ужесточить ответственность за заведомо ложные врачебные заключения  о состоянии здоровья детей,  подлежащих усыновлению.

 Генеральный Прокурор также указал на необходимость   обеспечения прав  казахстанских детей, воспитывающихся в приемных семьях за рубежом,  налаживания учета детей и систематического контроля  за условиями их проживания.

 Территориальным прокурорам поручено усилить надзор за законностью деятельности уполномоченных учреждений в сфере усыновления,   своевременно  и жестко пресекать любые попытки нарушения  прав детей.

По итогам обсуждения в адрес Правительства внесено представление об устранении выявленных нарушений законности.    

Пресс-служба Генеральной прокуратуры

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.