Вы здесь

Пресс-релиз о проекте нового Уголовного кодекса Республики Казахстан (г.Астана, Служба центральных коммуникаций при Президенте РК, 18 декабря 2013 г.)

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

скачать слайды

Разработка проекта Уголовного кодекса предусмотрена Общенациональным планом по реализации Послания Главы  государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050».

В проекте УК сохранено деление на Общую и Особенную части.

Задачи УК, согласно его Концепции, определялись необходимостью модернизации действующих механизмов уголовно-правовой защиты на фоне трансформации сложившихся общественных отношений и для обеспечения адекватной защиты личности, общества и государства.

Всего в проекте УК  467 статей.

1. Предусмотрена двухзвенная система уголовно наказуемых деяний, состоящая не только из преступлений, но и уголовных проступков, в том числе находящихся на «стыке» административного правонарушения и преступления по степени общественной опасности. При этом  за уголовные проступки предусмотрен достаточно широкий спектр наказаний.

Полагаем, это усилит профилактику преступлений и соприкасающихся с ними проступков, более четко разграничит степень их общественной опасности и, соответственно, наказания.

Двухзвенная система уголовно наказуемых деяний эффективно действует во многих европейских странах - Германии, Испании, Австрии, Голландии, Норвегии, Чехии, Албании, Литве и др.

Всего предусмотрен 171 уголовный проступок, из них 58 составов из КоАП, 9 новых, 104 действующих состава преступлений небольшой тяжести.

За проступки нет судимости.

Основной акцент сделан на более широкое применение мер, альтернативных лишению свободы, главным образом, в виде крупных денежных штрафов, привлечения к общественным работам.

Основным в перечне наказаний в санкциях за совершение преступлений установлен штраф, размеры которого увеличены, а его сфера применения расширена практически на все преступления небольшой и средней тяжести, не связанные с причинением смерти человеку.

В проекте УК изменено содержание и порядок исполнения исправительных работ, которые установлены как ближайшая альтернатива штрафу и исчисляются в конкретном размере суммы, подлежащей уплате в бюджет.

Область применения такого вида наказания, как ограничение свободы, распространена на все преступления небольшой и средней тяжести, а также на часть тяжких преступлений. Данное наказание предусматривает нахождение осужденного под пробационным контролем, а также привлечение его к общественно полезному труду, что позволит усилить коррекцию посткриминального поведения.

Введен запрет на назначение лишения свободы за совершение экономического преступления, если виновным лицом будет полностью возмещен причиненный его деянием ущерб.

Во исполнение поручения Главы государства о либерализации уголовной политики, некоторые экономические преступления были декриминализированы (составы заведомо ложной рекламы, а также утраты документов и сведений, составляющих систему реестров держателей ценных бумаг).

Во исполнение Концепции правовой политики на 2010-2020 годы, Концепции проекта, усилена уголовная ответственность за коррупционные преступления. Предусмотрен пожизненный запрет на право занимать определенные должности лицам, осужденным за совершение коррупционных преступлений, усилены санкции за взяточничество.

Усилены санкции за преступления против несовершеннолетних, введен пожизненный запрет на право заниматься деятельностью, связанной с работой с детьми, осужденным за преступления сексуального характера в отношении малолетних.

Вводится специальная Глава о медицинских преступлениях, в том числе об уголовной ответственности за незаконный оборот фальсифицированных лекарственных средств.

Вводится отдельная Глава о компьютерных преступлениях, чтобы наше государство, исполняя международные обязательства, обеспечило должный уровень противодействия киберпреступности.

Усилена уголовная ответственность за проявления экстремизма и терроризма, распространение радикальных идеологий, в том числе с использованием новых технологий.

Изменена конструкция и существенно реформированы нормы об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков и их аналогов.

В частности, административные правонарушения в этой сфере переведены в проект УК как уголовные проступки, а норма действующего УК о наркообороте разделена для удобства правоприменения на отдельные составы, предусматривающие ответственность за эти преступные действия без цели сбыта и со сбытом.

Усилена ответственность за транспортные преступления, особенно за их совершение в состоянии опьянения, а срок лишения права на управление транспортным средством увеличен до 10 лет.

В частности, управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, выделено в качестве самостоятельной статьи проекта УК, а причинение при этом вреда здоровью различной степени тяжести – ее квалифицированными составами.

Проектом УК существенно изменен подход к понятию рецидива.

Теперь для рецидива будет учитываться только непогашенная и неснятая судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, без учета судимостей за менее тяжкие преступления, как это предусмотрено в действующем УК.

В целях обеспечения безопасности сооружений для жизни и здоровья человека на всех этапах архитектурной, градостроительной и строительной деятельности введена уголовная ответственность за нарушения правил безопасности в этой сфере, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия.

Для имплементации ратифицированных Казахстаном норм международного права, введена уголовная ответственность за создание баз (лагерей) подготовки наемников, преступные нарушения норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов и др.

Расширены основания освобождения лица от уголовной ответственности в сравнении с действующим УК (при процессуальном соглашении, поручительстве).

В целях сокращения «тюремного населения» проектом УК полностью переработан институт условно-досрочного освобождения.

Им предусмотрены более мягкие, «щадящие» условия для УДО для уязвимых слоев населения (беременные, женщины, имеющие малолетних детей, мужчины, в одиночку воспитывающие малолетних детей, пенсионеры).

В проекте сохранены основные, оправданные временем и практикой уголовно-правовые институты, направленные на эффективную защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

Генеральная прокуратура Республики Казахстан

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.