Пресс-релиз (г.Астана, 28 марта 2012 г.)

28 марта 2012 Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Сегодня под председательством Генерального Прокурора Асхата Даулбаева состоялось расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры. Было рассмотрено состояние законности оперативно-розыскной деятельности по розыску обвиняемых, скрывшихся от органов следствия, дознания и суда, без вести пропавших и лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений. На заседании также прошло предметное рассмотрение вопросов о состоянии медицинского обеспечения заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы.

В работе коллегии приняли участие Заведующий Отделом правоохранительной системы Администрации Президента Алик Шпекбаев, руководители Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, министерств внутренних дел и здравоохранения.

Анализ показал, что в 2011 году органами внутренних дел и финансовой полиции разыскивалось 7311 преступников, из которых 1558 объявлены в межгосударственный розыск и 60 - в международный. Принятыми мерами найдено 4640 преступников, в том числе 176 - за рубежом. Вместе с тем, по республике еще не разысканы 2266 преступников.

В органах финансовой полиции эффективность розыска преступников снизилась почти на 12%. Остались не разысканными 405 лиц, в том числе 37 – совершившие коррупционные и должностные преступления, 352 – экономические.

Как отмечалось на заседании, низкая эффективность розыска преступников и без вести пропавших граждан обусловлена целым рядом причин. Это, прежде всего, отсутствие надлежащего межведомственного взаимодействия, устаревшая нормативная правовая база, слабое внедрение в работу инновационных методов розыска.

Одной из основных причин сложившейся ситуации является отсутствие надлежащего ведомственного контроля за работой оперативных подразделений органов внутренних дел и финансовой полиции. Прокурорами установлено в органах внутренних дел - 334, в финансовой полиции - 28 фактов несвоевременного заведения розыскных дел по вине оперативных работников.

Также выявлены факты, когда объявленные в розыск лица попадали в поле зрения регистрирующих, административных и правоохранительных органов. Однако из-за отсутствия должного взаимодействия между ними своевременно не задерживались, беспрепятственно регистрировали публичные сделки, привлекались к ответственности за совершение административных правонарушений. Им же выдавались водительские удостоверения и иные документы, удостоверяющие личность. К примеру, разыскиваемый органами внутренних дел с ноября прошлого года за совершение кражи Сулейменов в январе этого года привлечен УВД г.Кокшетау к административной ответственности за распитие спиртных напитков. Турсунов, объявленный в розыск финансовой полицией за совершение лжепредпринимательства, 5 раз привлекался к административной ответственности в Астане и Акмолинской области за нарушение правил дорожного движения.

По итогам обсуждения, в целях повышения эффективности розыска уполномоченным органам предложено полнее использовать возможности современных автоматизированных информационных систем, в частности, интегрированной базы данных электронного КУЗа и специальных учетов КПСиСУ по розыскным делам о без вести пропавших лицах. Кроме того, как указала коллегия, проверка по специальным учетам любого лица, привлекаемого к административной ответственности, либо обратившегося за получением документов, удостоверяющих личность, водительского удостоверения или о регистрации прав на имущество, должна стать обязательной процедурой. В этих целях поставлена задача разработки механизма предоставления регистрирующим органам удаленного доступа к базам данных о разыскиваемых лицах.

Также рекомендовано более эффективно использовать информационные базы данных Национального центра бюро Интерпола, активно и заинтересованно поддерживать связь с иностранными коллегами по вопросам объявления и розыска преступников.

В связи с актуальностью возмещения затрат бюджета по розыску обвиняемых признано важным разработать единые Правила расчета процессуальных издержек на розыскные мероприятия, что должно способствовать профилактике уклонения лиц от суда и следствия, а также от исполнения судебных решений.

На коллегии также рассмотрены результаты проведенных органами прокуратуры проверок в сфере медицинского обеспечения осужденных, в ходе которых был выявлен ряд серьезных недостатков в организации работы медицинской службы Комитета уголовно-исполнительной системы МВД.

Основной проблемой остается неукомплектованность исправительных учреждений квалифицированным медицинским персоналом, осуществление деятельности без требуемых лицензий и сертификатов. Следствием этого являются выявленные факты несвоевременного диагностирования заболеваний и назначения необходимого лечения осужденным, несоблюдения режима лечения, повсеместного нарушения санитарных норм и правил.

Негативно сказывается на своевременном обследовании и диагностике туберкулеза среди осужденных нехватка специальных аппаратов, к примеру, недокомплект рентгенаппаратов составляет 46%.Несвоевременное диагностирование и направление осужденных в специализированные учреждения приводят к тому, что уровень заболеваемости туберкулезом в исправительных учреждениях в 16 раз выше, чем в гражданском секторе.

После закрытия в 2010 году противотуберкулезного учреждения в Мангистауской области в западном регионе страны нет ни одного подобного учреждения.

Министерству внутренних дел поручено тщательно разобраться с фактами предоставления специальными медицинскими комиссиями необоснованных заключений, послуживших основанием для отказа в освобождении осужденных по болезни. А также дать принципиальную оценку случаям необоснованного этапирования здоровых осужденных в противотуберкулезные учреждения.

В целях стабилизации ситуации по заболеваемости туберкулезом коллегия рекомендовала медицинским службам КУИС принять действенные меры по устранению причин и условий, способствующих распространению инфекции, в том числе путем повышения персональной ответственности начальников учреждений за состояние работы в этой сфере.

Министерству здравоохранения рекомендовано принять меры к устранению недостатков в лицензировании медицинской деятельности пенитенциарных учреждений, сертификации медицинского персонала на оказание медицинских услуг, по укомплектованию этих учреждений квалифицированными медицинскими кадрами.

Службам собственной безопасности МВД совместно с другими оперативными службами предложено усилить оперативную работу по выявлению и пресечению каналов поставок наркотиков в лечебно-профилактические учреждения для осужденных, находящихся на принудительном лечении от наркомании.

Перед прокурорами областей поставлена задача по усилению надзора за применением законодательства о медицинском обеспечении лиц, отбывающих уголовное наказание в исправительных учреждениях, уделяя особое вниманиереализации положений государственных программ по улучшению медицинского обеспечения пенитенциарной системы.

Пресс-служба Генеральной прокуратуры

Комментарии

Добавить комментарий