Вы здесь

О результатах анализа решений по гражданским делам о лицах, признанных безвестно отсутствующими или умершими

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры проанализированы решения по гражданским делам о лицах, признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими, за 2010-2013 годы.

За последние четыре года количество рассмотренных судами дел данной категории возросло на 21%- с  979 до  1 186 дел. Более чем наполовину возросло и количество удовлетворенных заявлений о признании лиц безвестно отсутствующими или объявлении умершими   - с 570 до 877.

В ходе мониторинга прокуроры выявили 112  граждан, признанных судами безвестно отсутствующими либо объявленные умершими, которые фактически живы и ведут активную жизнь. Люди, считавшиеся без вести пропавшими или умершими, в это время совершали нотариальные действия, регистрировали автотранспортные средства, пересекали государственную границу, привлекались к административной ответственности, обращались в центры обслуживания населения для получения различных услуг, с их заработной платы удерживались обязательные пенсионные взносы. 

Так, решением Алматинского районного суда г. Астаны по заявлению бывшей супруги в 2003 году гражданин Ж. был признан безвестно отсутствующим, а через восемь лет - объявлен умершим.

Однако в ходе проверки удалось установить, что все эти годы человек проживал по месту своего рождения в Северо-Казахстанской области, а в настоящий момент работает директором одной из сельских школ. Более того, после объявления его умершим данное лицо дважды привлекалось к административной ответственности.   

В Жамбылской области 8 из 27 человек, признанных без вести пропавшими  и умершими,приобретали проездные билеты.

Алматинским районным судом по заявлению  детского дома г.Астаны  мать  двух воспитанников была признана безвестно отсутствующей. Суд не принял дополнительных мер по истребованию соответствующих сведений, хотя уже на момент рассмотрения гражданского дела в базе данных Комитета по правовой статистике и специальным учетамимелись сведения о   том, что она привлекалась к административной ответственности.

В целом, результаты проведенного анализа свидетельствуют, что действующая система представления доказательственной базы по признанию лица безвестно отсутствующим либо объявления его умершим требует пересмотра. К примеру, требует обязательного практического  примененияустановленная законом норма об условном исключении ИИН из национального реестра  идентификационных номеров после вступления в силу решения суда о признании физического лица безвестно отсутствующим, что позволит исключить выявленные в ходе проверки факты. Также обязательной должна стать проверка по специальным учетам любого лица, привлекаемого к административной ответственности, либо обратившегося за получением документов, удостоверяющих личность, других государственных услуг.

Между тем, при действующей единой межведомственной информационной системепроверить сведения о конкретном человеке при расследовании дела сегодня не представляет никакого труда. Интеграция баз данных позволяет оперативным работникам, судьям, не направляя никаких запросов в другие органы, получить исчерпывающую информацию о любом лице. Этим же целям отвечают автоматизированные информационно-справочные сервисы Комитета  по правовой статистике и специальным учетам.

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.