Вы здесь

Доклад заместителя Генерального прокурора Нурмаханбета Исаева на заседании Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью (27.01.2014г.)

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

В своем недавнем Послании Глава государства отметил, что Казахстан должен стать одной из самых безопасных и комфортных для проживания людей стран мира. Выполнение этой задачи дело не только полиции, но и всего общества.

Многие годы задачи по профилактике правонарушений строились на основе крайне искаженной, нарисованной нами самими - то в радужных, то в мрачных (в зависимости от ситуации) - данных о преступности. Только сейчас мы получили реальные сведения о действительном положении дел.

Во всем мире показатель уровня убийств на 100 тысяч населения является одним из базовых в оценке общего уровня физической безопасности населения.

По данным ООН из 207 государств, вошедших в рейтинг, Казахстан занимает сегодня 96 место с показателем 6,6 убийств на 100 тыс. населения. Наш сосед, Россия с показателем 10,2 занимает 72 строчку.

Согласно же отчету (Всемирного экономического форума) о глобальной конкурентоспособности за 2012 год, по показателю «надежность полицейских услуг» у нас также 96 место.

В соответствии с Госпрограммой дальнейшей модернизации правоохранительной системы (Указ Главы государства от 31.12.2013 года) наша страна по этому показателю к 20-му году должна занять не ниже 56 места (при этом в 2005 году мы уже находились на 68 позиции, но к 2011 г. опустились до 111), а доверие граждан к правоохранительным органам достичь 60%.

Но, если судить по результатам электронного голосования на портале Комитета правовой статистики, где работой полицейских удовлетворены пока только 10% граждан, (не удовлетворены 77% (1601,) воздержалось 13% (281), работы у нас впереди - непочатый край.

По мнению западных исследователей полиция должна:

- быть узнаваемой и доступной для людей;

- знать население и отзываться на его нужды;

- прислушиваться к проблемам граждан;

- уметь привлекать и мобилизовать население;

- отчитываться о своих действиях и результатах работы.

Все это и мы знаем, но не делаем.

В вопросах профилактики особая роль отведена участковым инспекторам полиции.

Однако, согласно результатам проведенного в столице в январе т.г. анкетирования, в котором приняло участие более 3,5 тыс. респондентов, 70% из них показали, что не знают своего участкового инспектора, столько же ответили, что сходы населения не проводились, а 80% отметили, что не принимали участия в назначении своего участкового инспектора.

Всего нормативными документами на участкового возлагается более 20 обязанностей, которые он должен осуществлять в своей повседневной деятельности.

Возникает вопрос, а в состоянии ли он фактически их эффективно выполнять? Элементарный хронометраж их ежедневной работы покажет, что на осуществление реальной профилактики у них времени просто нет.

Все их время уходит на документооборот, исполнение различных поручений государственных органов (присутствуют на выселениях, изъятиях земельных участков, взыскивают штрафы, наложенные дорожной полицией, доставляют призывников в военкоматы и т.д. и т.п.), они привлекаются на культурно-массовые, спортивные и иные мероприятия, хотя это прямо запрещено ведомственными актами Министерства внутренних дел.

Кроме того, по словам участковых в некоторых регионах, особенно в городах, они  при рассмотрении в судах одного административного материала  теряют целый рабочий день (к примеру, в Астане и Алматы, где функционирует по одному административному суду).

Таким образом, реальная жизнь участковых инспекторов разительно отличается от теории: они занимаются всем и вся, чем можно и чем нельзя, потому что все им начальники и все от них чего-то требуют. А ведь каждый сотрудник должен заниматься только своим делом. Если вы помните, Президент потребовал этого еще в 2010 году.

 У каждого должны быть свои четкие и конкретные обязанности, как говорится, свой крест. Начальников, которые вместо повышения эффективности каждой службы, усилиями одних пытаются выполнить работу других подразделений надо освобождать от занимаемых должностей.

Они тем самым фактически десятилетиями замалчивают системные проблемы, которые существуют и мешают эффективной работе всей системы. О проблемах надо говорить, только тогда мы сможем найти их решение.

Профилактика преступности это не статичное понятие, это постоянный поиск новых путей, идей, решений. За последние годы мы не припомним ни одного выступления или предложения участкового инспектора или других сотрудников полиции, как улучшить работу и повысить ее эффективность. Неужели среди тысяч полицейских, каждодневно испытывающих на себе «прелести» этих проблем, нет креативных и неординарно мыслящих. Они, конечно же, есть, просто их начальники, за ворохом цифр и бумаг, не слышат или не хотят их слышать.

В то же время мы должны понимать, что правоохранительные органы не могут и не в состоянии влиять на весь комплекс недостатков и противоречий социального развития, порождающих преступность.

По мнению отдельных исследователей, из 250 факторов, влияющих на преступность, они могут реально повлиять только на 30-40. К примеру, как следует из составленного КПСиСУ по нашему поручению портрета нарушителя на основе анализа раскрытых преступлений (он имеется у Вас в раздаточных материалах), это безработный мужчина от 21 до 29 лет в основном со средним образованием.

Поэтому занятость населения является заботой и прямой обязанностью местной исполнительной власти и эффективное решение этой проблемы могло бы существенно снизить уровень криминогенности как на конкретной территории, так и в целом по стране.

Генеральной прокуратурой уже предлагалось ранее оценивать регионы по таким критериям, как:

- степень участия граждан в профилактической работе.

- степень вовлеченности несовершеннолетних и подростков в занятия различными видами спорта, в общественно-полезную деятельность региона;

 Сюда же можно отнести меры по снижению безработицы, повышению уровня гражданского самосознания и формированию у населения «нулевой терпимости к правонарушениям».

Полагаю, что такое смещение акцентов ускорит процесс внедрения новых форм и методов профилактики с непосредственным участием населения.

Эффективным средством профилактики является также организованная надлежащим образом и хорошо скоординированная деятельность патрульных служб.

К примеру, в некоторых странах наряду с автопатрулированием, широко применяются непрерывное пешее патрулирование, позволяющее быть ближе к населению.

 Сегодня наша задача укомплектовать их численность, обеспечить их ежедневную расстановку на маршруты исходя из реальных данных о криминогенной ситуации в том или ином районе, с учетом электронной карты преступности и мнений участковых инспекторов полиции.

Одним из способов эффективного сотрудничества может уже сегодня стать использование возможностей видеорегистраторов, установленных на личном автотранспорте. Для этих целей необходимо создать интернет-ресурс на котором любой желающий сможет разместить отснятое видео.

В Европе эти технологии применяются уже десятки лет и доказали свою эффективность.

Сегодня в Астане на официальном сайте столичного акимата уже действует модуль «Народный контроль», созданный 22.03.2013г., но на нем возможно разместить только фотоматериалы.

Наряду с этим, нам необходимо изучить возможность введения в Казахстане института волонтерства.

Это положительно зарекомендовавший себя способ борьбы с преступностью, существующий во многих странах (Европы, США, России, Израиле), позволяющий гражданам реально влиять на состояние законности и повышающий правосознание в обществе.

Первыми волонтерами могли бы стать студенты юридических ВУЗов, принимая во внимание, что они уже сделали свой выбор, и оказывая помощь полиции, будут применять на практике теоретические знания.

Мощным импульсом в развитии этого движения может также послужить поддержка этой инициативы ведущей партией в стране «Нур Отан» в особенности ее молодежным крылом, другими партиями и общественными объединениями.

Одной из основных причин снижения раскрываемости преступлений, является отсутствие должной работы оперативных подразделений по раскрытию уже совершенных преступлений.

Оперативные сотрудники не связаны неразрывной нитью со следователями и занимаются только своими внутренними показателями (заведение различных дел оперативного учета и т.д.).

Формально они как-бы в одной связке, но в голове у каждого из них свои инструкции и свои проценты, а они, как известно, всегда на первом месте.

На наш взгляд, необходимо переориентировать работу оперативных служб, направив её на раскрытие уже совершенных, и в первую очередь тяжких и особо тяжких, преступлений в тесном взаимодействии и под руководством следователей.

Это требование и Указа Президента от 2010 года о слиянии двух этих служб. Его ведь никто не отменял, оно лишь приостановлено до принятия нового УПК.

Но это требует от нас согласованных действий и решений уже в ближайшие время.

Полностью поддерживая позицию Калмуханбета Нурмуханбетовича о необходимости принятия срочных и эффективных мер по снижению количества краж и увеличению их раскрываемости, предлагаем сформировать в системе МВД базы данных IMEI-кодов украденных телефонов с ее интеграцией с информационной системой «ЯДРО-ПУ», позволяющей получать сведения в онлайн-режиме о местоположении базовой станции, где он был активирован.

Это потребует некоторых затрат, но позволит нам оперативно устанавливать местонахождение похищенных аппаратов.

Данная мера будет еще более эффективна, когда будет принят нормативный акт, регламентирующий порядок взаимодействия полиции с лицами, приобретающими сотовые телефоны для их дальнейшей реализации.

Необходимо обязать реализаторов при покупке сотового телефона с рук активировать его и направлять с него бесплатное СМС установленной формы на службу 102.

Комитетом правовой статистики проделана огромная работа по внедрению в нашу с Вами повседневную деятельность новых информационных систем, существенно ускоривших нашу работу.

Только благодаря системе СИОПСО всем органам предоставлен доступ к 60 различным сервисам.

Однако, как отмечалось на коллегии МВД Генеральным Прокурором, эти возможности органами внутренних дел все еще используются недостаточно эффективно. Только сотрудниками Генеральной прокуратуры выявлены десятки фактов, когда разыскиваемые лица совершали сделки, пересекали границу и т.д.

А ведь без эффективного применения современных технологий говорить о улучшении раскрываемости преступлений не приходится.

Безусловно полиция должна иметь современные технические средства передачи и обработки информации.

Все подразделения низового уровня, участковые пункты полиции, дежурные части, многочисленные полицейские наряды и оперативные группы, где бы они не находились, должны иметь доступ к базам данных МВД в режиме реального времени.

Но при этом их применение всеми сотрудниками, разумеется строго по закону, должно стать правилом.

В вопросах раскрываемости мы должны исходить из реальностей. Конечно, если все преступления будут раскрыты это очень хорошо, но надо быть реалистами и не требовать от полиции невозможного.

Например, в Германии в год происходит до 130 тысяч проникновений в квартиру (так они называют квартирные кражи) и из них раскрываются всего 15 процентов, но в тоже время по убийствам у них раскрываемость составляет – 96%!

И что самое главное девиз германской полиции: мы (существуем) для человека – знают все!

Время реакции полиции в Берлине – 7 минут, в сельской местности – до 30 минут.

За границей на учет ставятся миллионы правонарушений и преступлений и полиция, совместно с обществом пытается реально решать все эти проблемы, а не уходить от них.

Именно поэтому, уровень доверия к полицейскому в той же Германии и Америке несоизмеримо высок по сравнению с нашей страной.

Все наши проекты и идеи должны находить поддержку, в первую очередь, у населения.

Индикатором эффективности всей этой работы и результативности озвученных мною предложений будет являться повышение уровня доверия граждан.

Нам надо обеспечить тесную и неразрывную связку: «полиция-население». По любому вопросу, по тем же кражам.

Я уже говорил два года назад, что 140 тысяч населения  пострадали сначала от воров, а затем вместо помощи и от родной полиции. А ведь ничего сверхъестественного не надо. Никто не требует от полиции ломать руки, душить людей и таким способом раскрывать преступления. Нет, конечно. Но если человек видит, что полиция  сделала все от нее зависящее, но кража не раскрыта, то по крайней мере, люди не будут винить ее, потому что видели и знают, что полиция делала что могла.

В заключение хочу сказать, что силовые органы должны соответствовать своему названию правоохранительные.

Для этого базовым критерием оценки их эффективности должен стать уровень доверия населения к ним.

Первый шаг мы сделали, потребовав полную регистрацию всех преступлений. Люди это уже ощутили.

Следующим шагом должен стать отказ от последних и закостенелых наследий «палочной» системы в виде всяких процентов. Людям нужны конкретные дела, а не проценты. Надо избавить от них полицию. И тогда оперативные сотрудники будут нацелены не на гонку за процентами, а на реальную защиту пострадавших от преступления людей.

 

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.