Вы здесь

День независимости Казахстана - главный национальный праздник Республики Казахстан

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Ермек Абдрасулов,
директор Межведомственного научно-исследовательского института Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК, д.ю.н., профессор

День независимости – главный национальный праздник Республики Казахстан,  основанием  возникновения которого послужило принятие Верховным Советом Республики Казахстан  16 декабря 1991 года Конституционного  Закона «О государственной независимости Республики Казахстан». Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, отмечая огромную важность принятия этого законодательного акта,  подчеркивал, что «16 декабря 1991 года в созвездии наций мира зажглась новая звезда — Республика Казахстан.  В этот день мы начали свой Казахстанский Путь. Мы реализовали великую миссию — стали первопроходцами независимости».

Значение данного исторического документа трудно переоценить. Если учесть, что  базовые  законы государства  не только закрепляют общественно-политические процессы, складывающиеся в социуме  и государстве, но и моделируют, направляют общественные отношения в желаемое русло, определяя контуры внутренней и внешней  политики,  то Конституционный закон  «О независимости Республики Казахстан»  выполнил несколько эпохальных для народа Казахстана  задач.

Во-первых, он императивно установил, что Республика Казахстан обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, что на всей территории Республики Казахстан действуют Конституция  и законы Республики Казахстан, а также признанные ею нормы международного права, территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной. 

Во-вторых,  определяя сущность и природу  государственной власти Республики Казахстан, Закон о независимости  нацеливал все слои  казахстанского общества на построение правового и демократического государства, где будет господствовать  приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права.  

В-третьих, Закон о независимости заложил основы  социального мира, спокойствия  и  общенационального согласия   в Казахстане, устанавливая в свих  положениях нормы,  о  том, что граждане Республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Республике Казахстан, а   граждане Республики независимо от их национальности, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, происхождения, социального и имущественного положения, рода занятий, места жительства обладают равными правами и обязанностями.  

В- четвертых, в данном документе были  обозначены контуры деятельности единой государственной власти, которая должна функционировать на основе ее разделения на три ветви. И наконец, в Законе были заложены экономические  основы независимости Республики Казахстан, поскольку  статья 11 установила, что в исключительной собственности Республики Казахстан, составляя основу ее государственной независимости, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал. Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства и основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности.

Анализируя нормы и положения Закона о независимости, который был принят в  условиях  экономической разрухи после распада Союза ССР, ослабления государственных форм воздействия на общественные процессы, потери веры людей в институты государства,  невольно приходишь к выводу о том,  они  стали  краеугольным камнем  всего  правового   фундамента, на базе которого формировался сегодняшний Казахстан: экономически мощный,  политически стабильный,  социально  процветающий.   Весомый вклад в становление Казахстана как правового, демократического, социально ориентированного государства внесли и  органы прокуратуры Республики, обеспечившие   гарантии законности в стране,  действенную защиту прав и свобод личности.

Реализация норм Конституционного  закона «О государственной независимости Республики Казахстан» проходила в нескольких направлениях. Остановимся на некоторых из них.

Первое  направление – формирование правовой системы независимого государства с принятием Конституции 1993  и  ныне действующей Конституции  1995 года, соответствующих ей законов и других нормативных правовых актов, регулирующих общественно-политические  отношения во всех сферах деятельности.

Второе направление - создание новой, демократической  модели государственного управления. В  формировании системного подхода  в указанных направлениях: становлении эффективной правовой базы Казахстана, а также системы государственной власти и  управления, правоохранительных органов – значительная роль принадлежит  стратегическим и  программным документам Главы государства Н.А. Назарбаева, который  инициировал кардинальные реформы во всех областях общественного и государственного развития, оказавшие  глубочайшее влияние на  позитивное обновление не только Казахстана, но и всех стран постсоветского пространства и, в конечном счете, на глобальные мировые  процессы.  Так, большую роль в  совершенствовании конституционного законодательства, реформировании государственных структур, правоохранительных органов,  в том числе в сфере деятельности органов прокуратуры, сыграла Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан, утвержденная Постановлением Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 года.  Программа предусматривала комплекс государственно-правовых мер, обеспечивших первое крупное реформирование всей правоохранительной системы Казахстана, реализация которого в дальнейшем  привело к принятию Концепции   правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 год, утвержденной  Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858.

Неоценимый вклад  в совершенствование   надзорной деятельности  прокуратуры внесла   Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года, которая была досрочно реализована с вхождением Казахстана в число 50 развитых государств мира. А в современных условиях  выполнение  задач, стоящих перед прокуратурой,  обеспечивается  программными  целями,  определенными в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». Детализация  приоритетов, обозначенных в Стратегии, была установлена    в  100 конкретных шагах  по реализации пяти институциональных реформ на расширенном заседании Правительства в Астане 6 мая 2015 года.  В числе первоочередных задач, поставленных Президентом  Республики  по вхождению  Казахстана в число тридцати развитых государств мира, укреплению казахстанской государственности,  является  обеспечение верховенства  закона, что предполагает дальнейшее совершенствование  деятельности всех структур государственной власти, в том числе  органов прокуратуры, деятельность которых совершенствуется в условиях  реализации задач по обеспечению верховенства закона, противоречивости общественных процессов,  развития теории и практики  разделения властей.     Учитывая многогранность  и многофункциональность деятельности органов прокуратуры, глубину ее содержания, огромное значение в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны интересов государства  и общества,  следует констатировать, что за время независимости Республики Казахстан сформировалась  и  успешно функционирует самостоятельный и  уникальный институт государственной власти – система органов  прокуратуры,  которая подотчетна лишь Президенту Республики Казахстан.

Осуществляя функции высшего надзора от имени государства в различной сфере общественной и государственной жизни, принимая   меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, Прокуратура Республики Казахстан становится самостоятельным субъектом системы  сдержек и противовесов в государственном механизме, взаимодействуя со всеми его составными частями, способствуя  тем самым обеспечению  Президентом Республики Казахстан  согласованного функционирования всех ветвей государственной власти и ответственности органов власти перед народом, что, несомненно, ведет к укреплению основ государственной независимости Республики Казахстан.

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.