- Қаз
- Рус
- Eng
Вы здесь
Протест по делу Абзалиловой Майзян Джаудатовны


Верховный Суд
Республики Казахстан
П Р О Т Е С Т (по инициативе Генеральной прокуратуры)
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при акимате г.Актобе (далее - Комиссия) обратилась в суд с заявлением об определении несовершеннолетней Абзалиловой Майзян Джаудатовны, 26 сентября 1995 года рождения, в специальную школу-интернат сроком на один год.
Решением суда г.Актобе от 5 мая 2012 года заявление Комиссии удовлетворено. Судом постановлено: направить Абзалилову М.Д. в ГУ «Областная специальная школа-интернат» в г.Кентау сроком на 1 год.
Дело в апелляционном и кассационном порядке не рассматривалось.
Состоявшееся по делу решение не отвечает требованиям ст.218 ГПК, п.п.5, 11 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 11 июля 2003 года №5 «О судебном решении», в связи с чем подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что мать несовершеннолетней - Иманалинова Зина Жолдасбаевна скончалась 18 мая 2000 года в возрасте 28 лет от кровоизлияния в мозг, отец Абзалилов Джауат Минахметович умер 15 июня 2000 года в возрасте 50 лет в результате механической асфиксии.
После смерти родителей Абзалилова М.Д. воспитывается опекуном – родной тетей на основании решения акима г.Актобе от 13 октября 2000 года №1228.
Абзалилова М.Д. состоит на профилактическом учете в органе опеки и попечительства отдела образования г.Актобе за самовольные уходы из дома и злостное уклонение от учебного процесса. За период с 1 сентября 2011 года по 1 января 2012 года пропустила 150 часов без уважительных причин в профессиональном лицее №7.
По месту учебы показала средние способности по всем дисциплинам, в совершении правонарушений не замечена. Всегда опрятна, жилищно-бытовые условия удовлетворительные (л.д.67).
По результатам исследования психолога у девочки выявлены следующие качества: открытость, доступность, чувство теплоты и гостеприимства, зависимость от мнения других и стремление удивить своей коммуникабельностью, потребность иметь чувство безопасности (л.д.67).
Суд, удовлетворяя требования Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при акимате г.Актобе, со ссылкой на п.3 ст.13 Закона «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», исходил из того, что Абзалилова М.Д. интереса к учебе не проявляет, самовольно покидает дом, несколько раз помещалась в ЦВИАРН.
Между тем указанные выводы суда противоречат требованиям действующего законодательства по нижеследующим основаниям.
Согласно ст.ст.13, 14 Закона «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания (далее – спецучреждения) являются учебно-воспитательными или лечебно-воспитательными учреждениями и создаются в целях обеспечения социальной реабилитации несовершеннолетних.
Исчерпывающий перечень оснований направления детей в такие учреждения образования перечислен в указанном Законе.
Согласно п.1 ст.13 Закона «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» несовершеннолетние, систематически совершающие правонарушения, влекущие меры административного воздействия, злостно уклоняющиеся от получения начального, основного среднего и общего среднего образования, систематически совершающие самовольные уходы из семьи и детских учебно-воспитательных организаций, совершающие иные антиобщественные действия, подлежат направлению в специальные учреждения образования.
В соответствии с нормами Конвенции о правах ребенка Организации Объединенных Наций, ратифицированной Республикой Казахстан 8 июня 1994 года, государство должно обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия (п.2 ст.3 Конвенции ООН от 20 ноября 1989 года о правах ребенка).
Согласно ст.ст.10, 25 Закона Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» каждый ребенок имеет право на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства и частной жизни. Государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту.
В материалах дела отсутствуют соответствующие доказательства, подтверждающие совершение Абзалиловой М.Д. административных правонарушений, антиобщественных действий и т.д.
Как указано выше, Майзян осиротела в 5-летнем возрасте, на момент рассмотрения спора находилась с опекуном в конфликте. Отсутствие заботы, нормального психологического климата в семье, повлекло наступление неблагоприятных последствий для ребенка.
В данном случае ребенок, оказавшийся в тяжелой жизненной ситуации, направлен в спецучреждение лишь за пропуски занятий в школе, тогда как представляется, что в таких учебных заведениях ребенок не только не перевоспитывается, но и приобретает опыт противоправного поведения.
Согласно ч.1 ст.177 ГПК суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе заслушать объяснения сторон и других лиц, участвующих в деле, показания свидетелей.
В соответствии со ст.62 Кодекса «О браке и супружества» ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных указанным Кодексом, суд может принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет и данного им в присутствии законных представителей.
Вопреки указанным требованиям Закона суд не принял мер к выяснению истинных причин пропуска занятий и самовольных уходов.
В силу п.2 ст.308-1 ГПК в числе документов, подтверждающих наличие предусмотренных законом оснований для направления в специальную организацию образования или организацию образования с особым режимом содержания, предусмотрено обязательное документальное подтверждение отсутствия у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в указанных организациях образования.
Согласно п.10 ст.13 Закона «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» в специальные организации образования не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях.
В силу ст.83 ГПК письменные доказательства, как правило, представляются в подлиннике.
К материалам гражданского дела приобщены копии справок специалистов.
До введения 23 ноября 2010 года в действующий Гражданский процессуальный кодекс необходимых дополнений указанная категория дел рассматривалась со ссылкой на нормы Закона.
Так, согласно п.2 ст.13 Закона «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» решение о целесообразности направления несовершеннолетних в специальные организации образования принималось судом по представлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Между тем в соответствии со ст.308-1 ГПК (в новой редакции) заявление о помещении несовершеннолетнего в спецучреждение подается органом опеки и попечительства либо органами внутренних дел в специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних по месту жительства (нахождения) ребенка.
В силу ст.6 Закона «О нормативных правовых актах» при наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. Нормы законов в случаях их расхождения с нормами кодексов Республики Казахстан могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений.
В соответствии со ст.4 указанного закона Кодекс имеет приоритет перед законом. Соответственно при рассмотрении дел о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования должен применяться Гражданский процессуальный кодекс.
Согласно п.6 постановления Правительства Республики Казахстан от 9 сентября 1999 года №1346 «Об утверждении Положений об органах опеки и
попечительства Республики Казахстан, о патронате и Правил организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшего на период рассмотрения заявления, органами опеки и попечительства являются местные исполнительные органы. Районные и городские исполнительные органы осуществляют свои функции по опеке и попечительству через уполномоченные органы образования, социальной защиты населения и здравоохранения, а поселковые, сельские, аульные исполнительные органы осуществляют эти функции самостоятельно.
Принимая во внимание, что в компетенцию Комисии подача заявлений о направлении в спецучреждение образования не входит, требование о направлении несовершеннолетнего в специальную организацию образования подлежало оставлению без рассмотрения, поскольку подано лицом, не имеющим полномочий на его предъявление, в соответствии с пп.3) ст.249 ГПК. Более того, в данном случае исковое заявление предъявлено заместителем председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при акимате г.Актобе.
При рассмотрении данного дела судом грубо нарушены нормы материального и процессуального права; неправильно определен и выяснен круг обстоятельств, имеющих значение для дела; выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела.
Указанные нарушения являются существенными, поскольку привели к неправильному разрешению дела, что в соответствии с ч.3 ст.387 ГПК и п.30 нормативного постановления Верховного Суда РК от 20 марта 2003 года №2 «О применении судами некоторых норм гражданского процессуального законодательства», является основанием к пересмотру в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь ч.ч.2,3 ст.385, ст.ст.387, 389 ГПК Республики Казахстан,
П Р О Ш У :
Решение суда г.Актобе от 5 мая 2012 года по данному делу отменить.
Заявление Комиссии по правам несовершеннолетних и защите их прав при акимате г.Актобе об определении несовершеннолетней Абзалиловой М.Д. в специальную школу-интернат города Кентау сроком на один год оставить без рассмотрения.
Генеральный Прокурор
Республики Казахстан
А. Даулбаев
Примечание: постановлением надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан от 24 апреля 2013 года протест удовлетворен в полном объеме.